Ляденский мужской монастырь

История монастыря

СТАНОВЛЕНИЕ

Ля­ден­с­кий Бла­го­ве­щен­с­кий муж­с­кой мо­нас­тырь на­хо­дит­ся в де­ре­в­не Ма­лые Ля­ды Смо­ле­вич­с­ко­го рай­она Мин­с­кой об­ла­с­ти. Он рас­по­ло­жен при­мер­но в 42 км от го­ро­да Мин­с­ка, 27 км от го­ро­да Смо­ле­ви­чи и 27 км от го­ро­да Чер­ве­ня.

Мо­нас­тырь в Ля­дах[1] воз­ник по осо­бо­му Про­мыс­лу Бо­жию. Один из на­с­то­я­те­лей и ле­то­пи­с­цев мо­нас­ты­ря, ис­то­рик ар­хи­ман­д­рит Ни­ко­лай (Трус­ков­с­кий) в 1864 го­ду пи­сал[2], что о на­ча­ле Ля­ден­с­ко­го мо­нас­ты­ря со­хра­ни­лось сле­ду­ю­щее мес­т­ное пре­да­ние. Ца­ри­ца Не­бес­ная, сжа­лив­шись над мес­т­ным лю­дом из-за его тя­жё­ло­го тру­да и без­ду­хов­но­го бы­та, вос­хо­те­ла ук­ре­пить его Сво­ей бла­го­дат­ной по­мо­щью. Она яви­лась се­ля­ни­ну по име­ни Ки­рик и ука­за­ла ме­с­то для воз­ве­де­ния пра­во­с­лав­ной цер­к­ви, ко­то­рая вско­ре и бы­ла по­с­т­ро­е­на ля­ден­с­ким и ок­рес­т­ным на­се­ле­ни­ем. О су­щес­т­во­ва­нии этой де­ре­вян­ной цер­к­ви, по­с­т­ро­ен­ной не­да­ле­ко от мес­теч­ка Ля­ды, из­вес­т­но с кон­ца XVI ве­ка.

Граф Игнатий Завиша

В на­ча­ле XVIII ве­ка вла­де­ли­ца Ляд, по­ме­щи­ца Те­ре­за За­ви­ша из ро­да Тыш­ке­ви­чей, же­на мин­с­ко­го во­е­во­ды Хрис­то­фо­ра Ста­ни­с­ла­ва За­ви­ши (1668-1721), со­вер­ши­ла па­лом­ни­чес­т­во в Ус­пен­с­кий Жи­ро­вич­с­кий мо­нас­тырь. Бла­го­чес­ти­вая жен­щи­на стра­да­ла тяж­кой бо­лез­нью и, мо­лясь пе­ред чу­дот­вор­ной Жи­ро­вич­с­кой ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние от сво­е­го не­ду­га. В знак бла­го­дар­нос­ти она по­жер­т­во­ва­ла в Ля­ден­с­кую цер­ковь спи­сок этой чу­до­т­вор­ной ико­ны[3]. Спи­сок по её прось­бе на до­с­ке вы­пол­нил вось­ми­де­ся­ти­лет­ний ико­но­пи­сец, мас­тер Ки­е­во-Пе­чер­с­кой Лав­р­ской ико­но­пис­ной шко­лы Ва­си­лий Сте­фа­но­вич, про­жи­вав­ший то­г­да в го­ро­де Мин­ске.

Ико­на по­лу­чи­ла на­з­ва­ние «Ля­ден­с­кая». Рас­про­с­т­ра­нив­ша­я­ся мол­ва о чу­де­сах, ко­то­рые со­вер­ша­лись пе­ред бла­го­дат­ным об­ра­зом Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, и уси­ли­ва­ю­ще­е­ся по­чи­та­ние это­го об­ра­за по­бу­ди­ли се­мей­с­т­во За­ви­шей по­с­тро­ить вмес­то об­вет­шав­шей но­вую де­ре­вян­ную цер­ковь и ос­но­вать при ней муж­с­кой ба­зи­ли­ан­с­кий мо­нас­тырь[4]. Для со­дер­жа­ния мо­нас­ты­ря сын Те­ре­зы, меч­ник Ве­ли­ко­го Кня­жес­тва Ли­тов­с­ко­го граф Иг­на­тий За­ви­ша (ок. 1696-1738) вы­де­лил из сво­е­го име­ния Сми­ло­ви­чи зем­лю, на­хо­див­шу­ю­ся ря­дом с цер­ко­вью, пе­ре­дал мо­нас­ты­рю де­рев­ни Сло­бод­ку и Гри­ву, a так­же да­ро­вал пра­во бес­плат­но­го по­мо­ла зер­на на Сми­ло­вич­с­кой мель­ни­це и по­жа­ло­вал 4 ты­ся­чи поль­с­ких зло­тых. Пер­вый фун­душ[5], ко­то­рый се­мей­с­т­во За­ви­шей вне­с­ли в ак­то­вую кни­гу Глав­но­го Ли­тов­с­ко­го Три­бу­на­ла, Ля­ден­с­кий мо­нас­тырь по­лу­чил 15 ян­ва­ря 1732 го­да.

Спустя несколько лет, в 1737 году, Игнатий Завиша по случаю болезни своей жены Марцибеллы Огинской дал обет построить в Лядах вместо деревянной новую, каменную церковь[6]. Но исполнить обет не успел, 16 августа 1738 года он скончался. Супруга же его выздоровела и в течение пятнадцати лет (с 1746 по 1760 гг.) в воспоминание обета мужа пожертвовала монастырю 14 тысяч польских злотых. По ходатайству и содействию рода Завишей в Лядах были учреждены ежегодные ярмарки в дни Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества святого Иоанна Предтечи.

К концу XVIII века Ляденский монастырь владел капиталом и угодьями, которые обеспечивали ему нормальное существование и дальнейшее развитие. На пожертвования и монастырские средства в 1794 году было начато строительство каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, завершившееся в 1798-99 годы[7] при настоятеле иеромонахе Иулиане (Шумском; годы игуменства: 1794-1803). В инспекционном рапорте о посещении монастыря в 1797 году сообщается, что церковь, построенная в Лядах, «гонтом крытая, в ней же три алтаря искусно расписанные, вблизи же ея другая старая деревянная церковь, в оней же служба церковная не справлялась. Монастырь (братский корпус и другие постройки – прим. ред.) дерева брусчатого, также уже старый»[8]. Строительство каменного монастырского корпуса вместо старого деревянного началось в 1811 году. Свой нынешний вид, за исключением небольших изменений, корпус приобрёл к 1850 году[9] при настоятеле архимандрите Иоасафе (годы игуменства: 1841-1856)[10].

Архиепископ Иосиф (Семашко) в 1830-е гг.

Ля­ден­с­кий мо­нас­тырь был из­вес­тен бла­го­т­во­ри­тель­ной и про­све­ти­тель­с­кой де­я­тель­нос­тью. В по­с­лед­ней чет­вер­ти XVIII ве­ка при мо­нас­ты­ре бы­ла ос­но­ва­на об­шир­ная бо­га­дель­ня. В 1809 го­ду по ини­ци­а­ти­ве на­с­то­я­те­ля ие­ро­мо­на­ха Ме­ле­тия (Сер­ж­бу­тов­с­ко­го) от­к­ры­то и им же воз­глав­ле­но че­ты­рёх­клас­сное, с пра­ва­ми уез­д­но­го, ду­хов­но-свет­с­кое учи­ли­ще, в ко­то­ром вос­пи­ты­ва­лись и обу­ча­лись де­ти ду­хо­вен­с­т­ва, дво­рян­с­ко­го и дру­гих сос­ло­вий. Учи­ли­ще про­су­щес­т­во­ва­ло до 1839 го­да, за­тем бы­ло пре­об­ра­зо­ва­но в ду­хов­ное уез­д­ное учи­ли­ще с под­чи­не­ни­ем Свя­тей­ше­му Си­но­ду, а в 1848 го­ду пе­ре­да­но Пин­с­ко­му Бо­го­яв­лен­с­ко­му мо­нас­ты­рю.

Ко­рен­ные из­ме­не­ния в Ля­ден­с­ком ба­зи­ли­ан­с­ком мо­нас­ты­ре про­и­зо­ш­ли пос­ле вхож­де­ния Мин­с­ко­го во­е­вод­с­т­ва в со­с­тав Рос­сии в ре­зуль­та­те вто­ро­го раз­де­ла Ре­чи Пос­по­ли­той. С 1837 го­да был вос­с­та­нов­лен чин со­вер­ше­ния цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния по ус­та­ву Пра­во­слав­ной Цер­к­ви, в хра­ме ра­зоб­ра­ны бо­ко­вые ал­та­ри при ко­лон­нах и вы­не­се­ны лав­ки. Окон­ча­тель­ное вос­со­е­ди­не­ние Ля­ден­с­ко­го мо­нас­ты­ря с Пра­во­сла­ви­ем со­вер­ши­лось в 1840 го­ду, оно про­ш­ло мир­но, без ка­ких-ли­бо по­т­ря­се­ний и не­у­ря­диц, при еди­но­душ­ной под­дер­ж­ке на­с­то­я­те­ля и бра­тии. Это­му не­ма­ло спо­соб­с­т­во­вал Пре­ос­вя­щен­ный Ио­сиф (Се­маш­ко; 1799-1868), тог­да епис­коп Ли­тов­с­кий, не­од­но­к­рат­но по­се­щав­ший оби­тель.

Число братии обители постоянно росло. К 1842 году в монастыре подвизалось 13 человек: настоятель, пять иеромонахов, два иеродиакона, один монах и четыре послушника. В основном братия была родом из Минской губернии, но отмечается присутствие братии из Гродненской, Киевской, Черниговской, Подольской губерний. С 1856 года монастырь поступил в ведение ректоров Минской духовной семинарии, которые управляли им через казначеев или экономов. В 1874 году ректор Минской семинарии архимандрит Ианнуарий передал дела управления монастырём новому его настоятелю – игумену Адриану. В последующие годы монастырём управляли только настоятели.

Ляденский третьеклассный монастырь успешно вёл хозяйственную деятельность. Благосостояние обители поддерживалось на достаточно высоком уровне благодаря регулярным пожертвованиям благодетелей, штатному содержанию и умелому землепользованию. В 1878 году по благословению архиепископа Минского Евгения (Шерешилова) монастырскую церковь существенно обновили и придали ей благолепный вид: заменили купол и крышу, увеличили иконостас, обновили роспись. По завершении работ 20 августа 1878 года храм освятили.

Богослужения в Ляденском монастыре совершались[11] седмичным порядком, в соответствии с монастырским Уставом: утреня во весь год – в 6 часов утра, литургия в будние дни – в 9 часов, а в праздничные – в 10 часов. По субботам во весь год, за исключением Пасхальной недели и двух недель по Рождестве Христовом, самим настоятелем совершались заупокойная литургия и панихида с поминанием знаменитых иерархов Церкви, бывших настоятелей монастыря, братии и всех почивших православных христиан. В праздничные дни до литургии настоятелем в сослужении двух-четырёх иеромонахов читался акафист перед Ляденской иконой Божией Матери. При засухах, падеже скота, эпидемиях и других общественных бедствиях совершались молебны и крестные ходы. Наиболее торжественными событиями в монастыре были праздники в честь Рождества святого Иоанна Предтечи и в честь святых апостолов Петра и Павла.

ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ

Бывший Ляденский монастырь, 1941 год

Осе­нью 1922 го­да из-за раз­вёр­ну­той в стра­не кам­па­нии «бо­го­бор­чес­т­ва» Ля­ден­с­кий мо­нас­тырь за­к­ры­ли, вы­се­лив мо­на­шес­т­ву­ю­щих: не­ко­то­рые ра­зо­ш­лись по ква­р­ти­рам, дру­гие разъ­е­ха­лись[12]. Мо­нас­тыр­с­кие по­ме­ще­ния пе­ре­да­ли в рас­по­ря­же­ние Нар­ко­ма­та об­ра­зо­ва­ния. Храм про­дол­жал дей­с­т­во­вать как при­ход­с­кой, но в 1939 го­ду за­к­ры­ли и его. С де­ре­вян­ной ко­ло­коль­ни, рас­по­ла­гав­шей­ся спра­ва от вхо­да в храм, сбро­си­ли ко­ло­ко­ла, а са­му её раз­ру­ши­ли.

Во время Великой Отечественной войны богослужения в храме возобновились. Местные жители приходили в открывшуюся весной 1942 года Благовещенскую церковь молиться о своих близких, стране, народе и об окончании войны, о чём просили Спасителя и Его Пречистую Матерь пред Ляденской чудотворной иконой.

Оккупационная политика в отношении Православной Церкви в Беларуси заключалась в утверждении, что Русская Православная Церковь не должна распространять своё влияние на православных белорусов. Однако быстро обнаружилось, что белорусы не настроены на отделение. 2 июня 1942 года немецкая служба безопасности доставила из Минска в бывший Ляденский монастырь митрополита Минского и всея Белоруссии Пантелеимона (Рожновского) и его келейника Иулиана. Насильственный переезд был вызван тем, что митрополит Пантелеимон, возглавлявший в годы войны Белорусскую Православную Церковь, противостоял вмешательству в церковные дела немецких властей. По этой причине они затеяли против владыки интригу, завершившуюся его отстранением от церковных дел и монастырской ссылкой. Но и здесь владыка не прекращал свою деятельность. Почти ежедневно возглавляя богослужения в храме, он по-прежнему имел попечение о церковной жизни всей Белорусской митрополии. К зиме 1942 года его переместили в город Вилейку, где он жил под надзором немецкой военной полиции, а перед Пасхой 1943 года по требованию епископов БПЦ немецкие власти вернули опального митрополита в Минск.

Благовещенский храм. Слева виден киот с чудотворной Ляденской иконой Божией Матери. 1955 год

Весной 1944 года священника, служившего в храме монастыря, немцы схватили по подозрению в связях с партизанами. О его дальнейшей судьбе ничего не известно. Богослужения в храме стали совершаться вновь после окончания войны, когда по просьбе местных жителей, организовавших церковный приход, осенью 1945 года в Ляденский храм назначили нового священника[13].

Хотя война закончилась и пришёл долгожданный мир, не было его в духовной жизни народа. В конце 1950-х годов с новой силой возобновилась атеистическая пропаганда. Искоренялась и уничтожалась не только православная вера, но и всё, что о ней напоминало. Гонения коснулись и Ляденского прихода. По настоянию директора местной школы, размещённой в бывшем братском корпусе обители, Благовещенскую церковь окончательно закрыли. Своё прошение директор школы мотивировал тем, что проводимые в храме богослужения отрицательно влияют на детей и мешают им хорошо учиться, – и это не смотря на то, что более полутора веков монастырь являлся источником духовности, просвещения и нравственного воспитания местного населения. К просьбе директора было приложено заявление о закрытии церкви «по причине её вреда», якобы составленное деревенскими жителями. В действительности, заявление составили местные власти, обманом собрав на чистом листе бумаги подписи сельчан «для открытия школьной столовой». В результате, весной 1960 года церковь закрыли, а приход при ней упразднили.

Разоренный Троицкий придел Благовещенского храма

Здание церкви передали в распоряжение спиртзавода, который располагался в деревне Слободка, в двух километрах от д. Малые Ляды, но директор завода отказался использовать храм в производственных целях. Несколько лет убранство храма вместе с чудотворным образом оставалось нетронутым. В 1963 году по указанию вышестоящего начальства местные власти начали разорять храм. Большинство находившихся в нём икон забрали действующие приходы близлежащих деревень, некоторые выкупили прихожане. Благодаря этому часть ляденских икон сохранилась до наших дней. Писанные на холстах, они до сих пор украшают храм великомученика Георгия Победоносца в деревне Заболотье Смолевичского района. Остальное убранство храма, в том числе иконостас, богоборцы вывезли на грузовике в лес, порубили и сожгли.

Очевидцы тех событий рассказывали, что к чудотворному образу Пресвятой Богородицы разорители не решались прикоснуться, но всё же нашёлся один сельчанин, попытавшийся это сделать. Икона неведомой силой прочно удерживалась на месте и святотатец долго не мог снять её со стены, поэтому ударил по ней ногой. Икона медленно спустилась со стены на пол. Но кощунство не осталось безнаказанным. Вскоре у богохульника нога сильно заболела и стала загнивать. От боли он не находил себе покоя, впал в уныние и отчаяние. Ему советовали пойти в храм и покаяться перед образом Богородицы, попросить у Неё и Её Божественного Сына прощения, но несчастный, к сожалению, так и не нашёл в себе силы это сделать и вскоре в муках скончался.

С храма варварским образом сорвали купол – его подпилили и стянули трактором, а саму церковь превратили в зернохранилище. Главная святыня храма – Ляденская икона Божией Матери – исчезла и до сих пор не известно, где она находится.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Прошли годы и храм стал непригодным для зернохранилища. Он стоял без ремонта и присмотра, находясь в запустении: с прогнившей кровлей и проваливающимся полом, уничтоженной росписью и отваливающейся штукатуркой, выломанными окнами и дверями. Весь вид изуродованного, полуразрушенного храма являлся ярким свидетельством катастрофического падения духовности некогда боголюбивого и богомольного народа Белой Руси.

Архимандрит Софроний (Ющук) рядом с Благовещенским храмом, 1994 год

Однако непреходящи слова Спасителя о том, что даже врата ада не одолеют Его Церкви (Мф. 16:18). По Своей великой милости Господь вновь обратил взор на заблудший народ, благоволив возродить Ляденский храм и монастырь. Предварительные работы по восстановлению и открытию храма начались в 1990 году. Поводом к этому послужило письмо Ляденской приходской общины от 15 июня 1990 года, обращённое к гражданским властям, которые заинтересовались Ляденской церковью прежде всего как памятником архитектуры XVIII века и поручили Белорусскому реставрационно-проектному институту приступить к проектированию необходимых реставрационных работ.

В 1992 году по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева; 1935-2021), Патриаршего Экзарха всея Беларуси, открылась приходская Благовещенская церковь. Богослужения в ней совершал настоятель храма в честь великомученика Георгия Победоносца гп. Смиловичи иерей (ныне – протоиерей) Валериан Бугаенко. 21 апреля 1994 года Синод Белорусской Православной Церкви принял решение о возрождении Ляденского мужского монастыря, придав ему статус ставропигиального[14].

Архимандрит Софроний (Ющук) и иерей Валериан Бугаенко, праздник Благовещения 1995 года

Священноархимандритом, т.е. настоятелем Свято-Благовещенского Ляденского ставропигиального мужского монастыря являлся по должности Патриарший Экзарх всея Беларуси, по благословению которого строилась вся жизнь обители. Наместником монастыря, управляющим повседневной жизнью обители, в 1994 году был назначен бывший насельник Жировичского монастыря архимандрит Софроний (Ющук), ныне – архиепископ Могилевский и Мстиславский.

«Мы приехали сюда в августе 1994 года, – вспоминал позднее владыка Софроний, – я, послушник Владимир и два паломника. 19 октября 1994 года монастырь был зарегистрирован, и началось его восстановление. В храме монастырском ранее было зернохранилище, всё было в большом запустении – дырявая крыша, выбитые окна, летали голуби, бегали крысы. Прежде всего мы возвели крышу, а затем постепенно, шаг за шагом, восстанавливали храм. В первое время из бывшего монастырского здания нам отдали четыре комнаты, где мы устроили келии, трапезную, принимали паломников, а остальную часть здания занимала школа. Вот такое у нас было трудное начало…».

Братский келейный корпус, 1995 год

Много сил отдал архимандрит Софроний на восстановление поруганной, находящейся в запустении Благовещенской церкви и возрождение монашеских духовных традиций. Храм отремонтировали, восстановили купол, иконостас и звонницу. Под древними сводами зазвучало церковное пение, в обители появились первые монахи и новые послушники. В дар возрождающейся обители благодетели передали иконы Божией Матери «Жировичская», «Утоли моя печали» и многие другие.

С 2001 по 2007 гг. послушание наместника обители исполнял насельник Жировичского монастыря игумен Афанасий (Ванкевич). При нём началась полномасштабная реконструкция Ляденской обители, которая стала возможна благодаря тому, что в 2001 году Ляденскую базовую школу упразднили и келейный корпус, прежде ею занимаемый, вернули монастырю. С Божьей помощью реставраторы восстановили планировку келий, близкую к первоначальной, была построена каменная монастырская ограда.

С 2007 по 2009 гг. Ляденской обителью управлял насельник монастыря игумен Патапий (Пронин).

С 2009 по 2015 гг. наместником обители являлся архимандрит Вениамин (Тупеко), рукоположенный в 2010 году во епископа Борисовского, викария Минской епархии, а ныне – митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси. 10 ноября 2011 года Ляденскую обитель посетила делегация Ватопедского монастыря Святой Горы Афон во главе с настоятелем архимандритом Ефремом, который передал в дар монастырю точный список ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».

В связи с образованием в Минской области новых епархий, 3 июня 2015 года Синод Белорусской Православной Церкви принял решение изменить статус Благовещенского Ляденского ставропигиального мужского монастыря, упразднить ставропигию, а монастырь передать в ведение новообразованной Борисовской епархии, управляющим которой стал епископ Вениамин. Игуменом монастыря был избран насельник обители иеромонах Лавр (Будич). Его поставление во игумены состоялось 2 августа 2015 года.

В 2024 году в монастыре подвизается 25 насельников: 17 монахов (из них 12 – в священном сане), 3 инока и 5 послушников.

 


[1] Само название селения – Ляды – говорит о его древней истории. Существует предположение, что название это происходит от слова «ляда», означающего участок, на котором вырубали и сжигали лес, а землю использовали под пахоту. Такое лядное земледелие известно на территории Беларуси с древнейших времён и существовало до XIX века (Белорусская СССР. Краткая энциклопедия. Т. 4 Мн., 1981. С. 326).

[2] Историко-статистическое описание Минской епархии / сост. ректор Минской духовной семинарии архимандрит Николай. – СПб, 1864. С. 155.
Архимандрит Николай (Трусковский) являлся настоятелям Ляденского монастыря с марта 1856 года. Он получил высшее духовное образование в Литовской семинарии и Киевской духовной академии со званием профессора богословских наук, свободно владел пятью языками (еврейским, греческим, латинским, немецким, французским), был награжден медалью в память войны 1853-1856 гг. и орденом св. Анны 1857 г. второй степени.

[3] Национальный исторический архив Беларуси (далее – НИАБ) ф. 136, оп. 1, д. 41925, л. 5об.; НИАБ ф. 1816, оп. 1, д. 5, л. 768об.

[4] В инвентаре от 24 сентября 1739 г., составленном по просьбе Марцибеллы Огинской комиссарами протоархимандрита Ордена Святого Василия Великого, настоятеля Березвечского Василия Полатило, содержится описание церкви и монастыря: «церковь деревянная, гонтами покрыта, имеющая два больших купола с железными крестами, a третий малый, так же с железным малым крестом, с ризницей в стороне, семь окон, в свинец оправленных, четверо закрытых дверей, надетых на железных завесах, алтарь, потом чаши и вся церковная утварь…, монастырь деревянный гонтами покрытый, с окнами, печами, дверями и всем необходимым для проживания, пять келий с коридором, трапезной и кухней, находящимися под одной крышей» (НИАБ ф. 1816, оп. 1, д. 5, л. 768об.-769).

[5] Фундуш – в старопольском праве так обозначался дар в пользу какого-нибудь учреждения, чаще всего в пользу костела или монастыря.

[6] Об этом свидетельствовало его письмо к бывшему тогда настоятелю Ляденского монастыря (Историко-статистическое описание Минской епархии / сост. ректор Минской духовной семинарии архимандрит Николай. СПб, 1864. С. 76).

[7] НИАБ ф. 136, оп. 1, д. 41257, л. 66.

[8] Минские епархиальные ведомости. 1880. №9 С. 234-235.

[9] Корпус ремонтировался в 1853 году, а свой нынешний вид прибрёл в 2015 году после восстановления от пожара, произошедшего 15 декабря 2012 года.

[10] Архимандрит Иоасаф скончался 2 марта 1856 года. «Мы, братия Ляданского Благовещенского монастыря, Вашему Высокопреосвященству по должности нашей печальную весть принуждены мы донести. Отец архимандрит наш Иоасаф в сиротстве нас оставил: в 6-м часу утра 2 марта скончался. Положен в зале и облечен по расположению его пред смертной воли. Шкафы и комнаты все запечатаны в присутствии всех братий и ожидаем Вашего высокопреосвященства распоряжения», – писали монахи (НИАБ ф. 136, оп. 1, д. 27054, л. 1).
4 марта 1856 года настоятель архимандрит Иоасаф был погребён по обряду православной церкви на монастырском кладбище. «Архимандрит Иоасаф… много потрудившийся в устройстве каменнаго корпуса и, что еще важнее, приведший обитель в нравственном отношении на должную степень совершенства. Будучи строг к самому себе, он так же требовал точнаго исполнения иноческих обетов и от подчиненных. Старожилы и по настоящее время с похвалою отзываются об этом добросовестном труженике в устроении иноческой жизни в Ляданской обители», – такова была дана оценка его руководству в 1880 году в Минских епархиальных ведомостях. (Игумен Всеволод. Краткие сведения o Ляданском Благовещенском третьеклассном мужском монастыре // Минские епархиальные ведомости за 1880 г. Часть неофициальная. №9. С. 239).

[11] Описание богослужения за 1880 год, совершаемое при настоятеле игумене Всеволоде (Стояновиче; годы игуменства – 17.03.1877-30.08.1886).
Игумен Всеволод. Краткия сведения o Ляданском Благовещенском третьеклассном мужском монастыре // Минские епархиальные ведомости за 1880 г. Часть неофициальная. №9. С. 241.

[12] Сведений о судьбе монашествующих Ляденской обители после ее закрытия почти не сохранилось. Известно, например, что иеромонах Гавриил (в миру – Горбач Петр Дмитриевич), который с 1919 по 1922 год был настоятелем Ляденского монастыря, после закрытия обители возвратился в Минск и до 1925 года служил вторым священником при церкви Спасо-Преображенского женского монастыря. В 1927-1928 годы он священствовал при Скорбященской и Казанской церквях, а с начала 1930 года являлся клириком Николаевской церкви на Козыревском кладбище.
2 января 1933 года епископ Феофан (Семеняко) возвёл отца Гавриила в сан архимандрита и назначил настоятелем церкви в селе Тростенец Минского района. Архимандрит Гавриил был подвергнут аресту 5 апреля 1933 года. Решением Особой Тройки от 7 июня 1933 года его приговорили к заключению в концлагерь сроком на пять лет, обвинив в принадлежности к контрреволюционной организации, которую будто бы возглавлял епископ Феофан. Дальнейшая судьба отца Гавриила неизвестна.
Архивные данные об отце Гаврииле изысканы прот. Феодором Кривоносом (Архив КГБ РБ. Д. 24819-С).

[13] 30 октября 1945 года сюда был переведён священник Родион Бурховецкий. Отец Родион, 1885 года рождения, закончил двухклассное Орловское духовное училище, во священника был рукоположен в городе Брянске в 1943 году. До назначения в Ляденскую церковь был настоятелем храма в городе Борисове.

[14] Ставропигиальными называют монастыри, которые находятся под непосредственным управлением Патриарха или Патриаршего Экзарха. Название ставропигиальный (греч. stavros – крест, pegnymi – утверждаю, вбиваю) указывает, что в этих монастырях крест водружён собственноручно Патриархом.

  • Информация для паломников