7 апреля Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.
Благовéщение означает благая, или добрая весть. Событие, в честь которого установлен Церковью праздник Благовещения, описано в Евангелии от Луки (см.: Лк. 1:26-38).
До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о Своем обещании Богу — остаться навсегда Девою.
Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Спустя четыре месяца по обручении Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание, и, войдя к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.
Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Христиане не зря говорят о Чуде. Чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но что Сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие: «Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
Датой Благовещения считается 7 апреля (по новому, григорианскому стилю). Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 7 января, которое с IV века сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова. Кроме того, это число согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха как исторические события произошли в один и тот же день года.
В византийской традиции эта дата имеет огромное значение — это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества святого Иоанна Предтечи.
День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта (7 апреля по новому стилю) привело к тому, что этот день получил название «Кириопасхи» (Кириопасха — Господственная, т.е. настоящая, нормальная, Пасха; иногда встречается неправильная этимология — Господня Пасха). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.
ПРАЗДНИК В НАШЕМ МОНАСТЫРЕ
В честь праздника Благовещения освящен главный монастырский храм, поэтому этот праздник для нашей обители называется престольным.
Праздничные богослужения начинаются 6 апреля всенощным бдением, начало в 17:00. На следующий день, 7 апреля, совершается Божественная литургия, начало в 9:00.
Тропарь Благовещению Пресвятой Богородицы, глас 4
Днесь спасéния нáшего главúзна,/ и éже от вéка тáинства явлéние:/ Сын Бóжий, Сын Дéвы бывáет,/ и Гавриúл благодáть благовествýет./ Тéмже и мы с ним Богорóдице возопиúм:/ рáдуйся, Благодáтная,// Госпóдь с Тобóю.
Перевод: В сей день спасения нашего начало и таинства явление: Сын Божий Сыном Девы становится и Гавриил о благодати благовествует. Потому и мы с ним Богородице возгласим: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»
Кондак Благовещению Пресвятой Богородицы, глас 8
Взбрáнной Воевóде победúтельная,/ яко избáвльшеся от злых,/ благодáрственная восписýем Ти рабú Твоú, Богорóдице,/ но, яко имýщая держáву непобедимую,/ от всяких нас бед свободú, да зовéм Ти:// рáдуйся, Невéсто Неневéстная.
Перевод: Обороняющей нас Военначальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»
Величание Благовещению Пресвятой Богородицы
Архáнгельский глас/ вопиéм Ти, Чистая:/ Радуйся,/ Благодáтная,// Господь с Тобою.