Ляденский мужской монастырь

Благовещение Пресвятой Богородицы

 

 

7 ап­ре­ля Цер­ковь праз­д­ну­ет день Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы и Приснодевы Марии — один из 12 глав­ных (дву­на­де­ся­тых) праз­д­ни­ков в пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре.


Бла­го­вé­ще­ние оз­на­ча­ет бла­гая, или доб­рая весть. Со­бы­тие, в честь ко­то­ро­го ус­та­нов­лен Цер­ко­вью пра­зд­ник Бла­го­ве­ще­ния, опи­са­но в Еван­ге­лии от Лу­ки (см.: Лк. 1:26-38).

До 14 лет Пре­свя­тая Де­ва во­с­пи­ты­ва­лась в хра­ме, а за­тем, по за­ко­ну, дол­ж­на бы­ла ос­та­вить храм, как до­с­тиг­шая со­вер­шен­но­ле­тия, и ли­бо воз­в­ра­щать­ся к ро­ди­те­лям, ли­бо вый­ти за­муж. Свя­щен­ни­ки хо­те­ли вы­дать Ее за­муж, но Ма­рия объ­я­ви­ла им о Сво­ем обе­ща­нии Бо­гу — ос­тать­ся на­в­се­г­да Девою.

Источник, возле которого произошло Благовещение

Тог­да свя­щен­ни­ки об­ру­чи­ли Ее даль­не­му род­с­т­вен­ни­ку, вось­ми­де­ся­ти­лет­не­му стар­цу Ио­си­фу, что­бы он за­бо­тил­ся о Ней и ох­ра­нял Ее дев­с­т­во. Жи­вя в Га­ли­лей­с­ком го­ро­де На­за­ре­те, в до­ме Ио­си­фа, Пре­свя­тая Де­ва Ма­рия ве­ла та­кую же скром­ную и уе­ди­нен­ную жизнь, как и при хра­ме.

Спу­с­тя че­ты­ре ме­ся­ца по об­ру­че­нии Ан­гел явил­ся Ма­рии, ког­да Она чи­та­ла Свя­щен­ное Пи­са­ние, и, вой­дя к Ней, ска­зал: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная! (то есть ис­пол­нен­ная бла­го­да­ти Бо­жи­ей — да­ров Свя­то­го Ду­ха). Гос­подь с То­бою! Бла­го­сло­вен­на Ты ме­ж­ду же­на­ми». Ар­хан­гел Га­в­ри­ил воз­вес­тил Ей, что Она об­ре­ла ве­ли­чай­шую бла­го­дать у Бо­га — быть Ма­те­рию Сы­на Бо­жия.

Ма­рия в не­до­у­ме­нии спро­си­ла Ан­ге­ла, как мо­жет ро­ди­ть­ся сын у той, ко­то­рая не зна­ет му­жа. И то­г­да Ар­хан­гел от­к­рыл Ей ис­ти­ну, ко­то­рую он при­нес от Все­мо­гу­ще­го Бо­га: «Дух Свя­тый най­дет на Те­бя, и си­ла Все­выш­не­го осе­нит Те­бя; по­се­му и рож­да­е­мое Свя­тое на­ре­че­т­ся Сы­ном Бо­жи­им». По­с­тиг­нув во­лю Бо­жию и все­це­ло пре­да­вая Се­бя ей, Пре­свя­тая Де­ва от­ве­ча­ла: «Се, ра­ба Гос­под­ня; да бу­дет Мне по сло­ву тво­е­му».

Дей­с­т­ви­ем бла­го­да­ти Бо­жи­ей в ло­не Ма­рии на­ча­лось раз­ви­тие но­вой че­ло­ве­чес­кой жиз­ни. Хрис­ти­а­не не зря го­во­рят о Чу­де. Чу­до со­с­то­ит не столь­ко в том, что Де­ва, не знав­шая му­жа, ста­ла вы­на­ши­вать ре­бен­ка, но что Сам Бог ото­ж­дес­т­вил Се­бя с этим ре­бен­ком и со всем, что про­и­зой­дет в Его жиз­ни. Бог не про­с­то все­ля­ет­ся в Деву. Че­рез ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла Он (Все­дер­жи­тель, Вла­ды­ка и Го­с­подь) сми­рен­но про­сит со­гла­сия от­ро­ко­ви­цы. И лишь ког­да Он слы­шит че­ло­ве­че­с­кое со­гла­сие: «Да бу­дет мне по сло­ву Тво­е­му», — лишь то­г­да Сло­во ста­но­вит­ся пло­тью.

 

Благовещение, Рождество Христово, Сретение. XII в., монастырь святой Екатерины, Синай

 

ИС­ТО­РИЯ ПРАЗ­Д­НИ­КА

Да­той Бла­го­ве­ще­ния счи­та­ет­ся 7 ап­ре­ля (по но­во­му, гри­го­ри­ан­с­ко­му сти­лю). Эта да­та от­с­то­ит ров­но на 9 ме­ся­цев от 7 ян­ва­ря, ко­то­рое с IV ве­ка сна­ча­ла на За­па­де, а за­тем на Во­с­то­ке счи­та­ет­ся днем Рож­де­с­т­ва Хри­с­то­ва. Кро­ме то­го, это чис­ло со­гла­су­ет­ся с пред­став­ле­ни­я­ми дре­в­них цер­ков­ных ис­то­ри­ков о том, что Бла­го­ве­ще­ние и Пасха как ис­то­ри­чес­кие со­бы­тия про­и­зо­ш­ли в один и тот же день го­да.

В ви­зан­тий­с­кой тра­ди­ции эта да­та име­ет ог­ром­ное зна­че­ние — это день не толь­ко Бла­го­ве­ще­ния, но и со­тво­ре­ния ми­ра, и Вос­кре­се­ния Хри­с­то­ва; от нее от­с­чи­ты­ва­ют­ся да­ты дру­гих праз­д­ни­ков: Рож­дес­т­ва Хрис­то­ва, За­ча­тия и Ро­ж­де­с­т­ва свя­то­го Ио­ан­на Предтечи.

День Бла­го­ве­ще­ния не­ре­д­ко счи­тал­ся днем на­ча­ла цер­ков­но­го или да­же гра­ж­дан­с­ко­го го­да как на Во­с­то­ке, так и на За­па­де. Убе­ж­де­ние о со­в­па­де­нии ис­то­ри­чес­кой да­ты Вос­к­ре­се­ния Хри­с­то­ва с 25 мар­та (7 ап­ре­ля по но­во­му сти­лю) при­ве­ло к то­му, что этот день по­лу­чил на­з­ва­ние «Ки­ри­о­пас­хи» (Ки­ри­о­пас­ха — Гос­под­с­т­вен­ная, т.е. на­с­то­я­щая, нор­маль­ная, Пас­ха; ино­г­да встре­ча­ет­ся не­пра­виль­ная эти­мо­ло­гия — Го­с­по­д­ня Пас­ха). Сей­час Ки­ри­о­пас­хой на­зы­ва­ют слу­ча­ю­ще­еся раз в не­с­коль­ко лет сов­па­де­ние праз­д­ни­ков Пас­хи и Бла­го­ве­ще­ния.

 

ПРАЗ­Д­НИК В НА­ШЕМ МО­НА­С­ТЫ­РЕ

В честь праз­д­ни­ка Бла­го­ве­ще­ния ос­вя­щен глав­ный мо­на­с­тыр­с­кий храм, по­э­то­му этот праз­д­ник для на­шей оби­те­ли на­зы­ва­ет­ся пре­с­толь­ным.

Праз­д­нич­ные бо­го­слу­же­ния на­чи­на­ют­ся 6 ап­ре­ля все­нощ­ным бде­ни­ем, на­ча­ло в 17:00. На сле­ду­ю­щий день, 7 ап­ре­ля, со­вер­ша­ет­ся Бо­же­с­т­вен­ная ли­тур­гия, на­ча­ло в 9:00.

 


 

Тро­парь Бла­го­ве­ще­нию Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, глас 4

Днесь спа­сé­ния нá­ше­го гла­вúз­на,/ и éже от вé­ка тá­ин­с­т­ва яв­лé­ние:/ Сын Бó­жий, Сын Дé­вы бы­вá­ет,/ и Гав­ри­úл бла­го­дáть бла­го­вес­т­вý­ет./ Тéм­же и мы с ним Бо­го­рó­ди­це во­зо­пи­úм:/ рá­дуй­ся, Бла­го­дáт­ная,// Гос­пóдь с То­бóю.

Перевод: В сей день спа­се­ния на­ше­го на­ча­ло и та­ин­с­т­ва яв­ле­ние: Сын Бо­жий Сы­ном Де­вы ста­но­вит­ся и Гав­ри­ил о бла­го­да­ти бла­го­вес­т­ву­ет. По­то­му и мы с ним Бо­го­ро­ди­це воз­гла­сим: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с То­бою!»

Кон­дак Бла­го­ве­ще­нию Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, глас 8

Взбрáн­ной Во­е­вó­де по­бе­дú­тель­ная,/ яко из­бáвль­ше­ся от злых,/ бла­го­дáр­с­т­вен­ная вос­пи­сý­ем Ти ра­бú Твоú, Бо­го­рó­ди­це,/ но, яко имý­щая дер­жá­ву не­по­бе­ди­мую,/ от вся­ких нас бед сво­бо­дú, да зо­вéм Ти:// рá­дуй­ся, Не­вéс­то Не­не­вéс­т­ная.

Перевод: Обо­ро­ня­ю­щей нас Во­ен­на­чаль­ни­це за из­бав­ле­ние от страш­ных бед уч­реж­да­ем Те­бе тор­жес­т­ва по­бе­ды бла­го­дар­с­т­вен­ные мы, ра­бы Твои, Бо­го­ро­ди­ца! Но Ты, как име­ю­щая власть не­о­бо­ри­мую, от вся­чес­ких опас­нос­тей нас ос­во­бо­ди, да взы­ва­ем Те­бе: «Ра­дуй­ся, Не­вес­та, бра­ка не по­з­нав­шая!»

Ве­ли­ча­ние Бла­го­ве­ще­нию Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы

Ар­хáн­гель­с­кий глас/ во­пи­éм Ти, Чис­тая:/ Ра­дуй­ся,/ Бла­го­дáт­ная,// Гос­подь с То­бою.

 

  • Информация для паломников