Слово игумена Лавра на­ка­ну­не Ве­ли­ко­го по­с­та

Слово игумена Лавра на­ка­ну­не Ве­ли­ко­го по­с­та

В Не­де­лю сы­ро­пус­т­ную по­с­ле вос­к­рес­ной ве­чер­ни, пе­ред чи­ном про­ще­ния, на­с­то­я­тель Ля­ден­с­ко­го мо­нас­ты­ря игу­мен Лавр (Бу­дич) про­из­нес сло­во, по­свя­щен­ное на­ча­лу Ве­ли­ко­го по­с­та.


По­с­ле сло­ва, по тра­ди­ции, бы­ли про­чи­та­ны мо­лит­вы в на­ча­ле по­с­та Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­цы и свя­щен­но­слу­жи­те­ли, бра­тия оби­те­ли и па­лом­ни­ки ис­про­си­ли друг у дру­га про­ще­ния.

 

Во имя От­ца, и Сына, и Свя­то­го Ду­ха!

Свя­тая Цер­ковь за­дол­го на­чи­на­ет при­го­тов­лять нас к Ве­ли­ко­му по­с­ту, как к спа­си­тель­но­му вре­ме­ни все­об­ще­го ду­хов­но­го очи­ще­ния и ос­вя­ще­ния.

Эти очи­ще­ние и ос­вя­ще­ние воз­мож­ны толь­ко при ус­ло­вии со­вер­шен­но­го ос­тав­ле­ния гре­ха, со­вер­шен­но­го из­ме­не­ния об­ра­за жиз­ни – мыс­лей, чув­с­т­во­ва­ний и дей­с­т­вий. Но та­кое воз­рож­де­ние тре­бу­ет под­ви­га про­дол­жи­тель­но­го, тяж­ко­го, бо­лез­нен­но­го и упор­но­го, к ко­то­ро­му по­с­те­пен­но нуж­но воз­бу­ж­дать, ну­дить и рас­по­ла­гать се­бя.

Хо­тя ре­ши­мость на та­кой под­виг и по­с­то­ян­с­т­во в нем и за­ви­сят от нас, но бо­лее за­ви­сят от ми­ло­сер­дия Бо­жия, воз­буж­да­ют­ся в сер­д­це и со­вер­ша­ют­ся Его все­дей­с­т­ву­ю­щей бла­го­да­тью. По­то­му мно­го и с усер­ди­ем дóл­жно мо­лить­ся, что­бы Гос­подь от­верз нам две­ри по­ка­я­ния, со­к­ру­шил ока­ме­не­ние сер­д­ца на­ше­го и воз­бу­дил скорбь о гре­хах, без ко­то­рой не мо­жет быть ис­тин­но­го по­ка­я­ния.

Смысл пос­та за­к­лю­ча­ет­ся не прос­то в от­ка­зе от мя­со­мо­лоч­ной пи­щи, но, в пер­вую оче­редь, в глу­бо­ком са­мо­по­з­на­нии, по­ка­я­нии и борь­бе со страс­тя­ми. Ис­тин­ный пост есть ус­т­ра­не­ние от злых дел, а цель пос­та – со­е­ди­не­ние ду­ши с Бо­гом!

Пре­по­доб­ный Па­и­сий Свя­то­го­рец по­у­ча­ет нас: «По­с­ред­с­т­вом пос­та че­ло­век пре­в­ра­ща­ет­ся в аг­н­ца, яг­нен­ка. Ес­ли он пре­в­ра­ща­ет­ся в зве­ря, это зна­чит од­но из двух: ли­бо то, что пред­при­ня­тая ас­ке­за пре­вы­ша­ет его си­лы, ли­бо то, что он за­ни­ма­ет­ся ей от эго­из­ма и по­э­то­му не по­лу­ча­ет бо­жес­т­вен­ной по­мо­щи».

Гос­подь от­в­ра­ща­ет­ся не столь­ко от гре­ша­щих, сколь­ко от тех, ко­то­рые, учи­нив грех, не хо­тят ис­пра­в­лять­ся. «Бо­га раз­д­ра­жа­ют не столь­ко со­де­лан­ные на­ми гре­хи, сколь­ко на­ше не­же­ла­ние пе­ре­ме­нить­ся», ― го­во­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст.

Со­к­ру­ша­ясь о гре­хах, мы не дол­жны не­уме­рен­но пре­да­вать­ся скор­би, по­то­му что и не­уме­рен­ная пе­чаль о гре­хах ста­но­вит­ся ги­бель­ной.

Сколь­ко бы гре­хов ни бы­ло и как бы они ни бы­ли тяж­ки, ми­ло­сер­дия у Бо­га еще бо­лее. Хо­тя бы гре­хи на­ши рав­ня­лись гре­хам все­го ми­ра, и тог­да от­ча­и­вать­ся не на­до, по­то­му что Спа­си­тель наш есть «Аг­нец Бо­жий, взем­лю­щий грех все­го ми­ра» (Ин. 1:29), на­у­ча­ет нас ар­хи­ман­д­рит Ки­рилл (Пав­лов).

Да­руй, Гос­по­ди, всем нам бла­го­ра­зум­но и спа­си­тель­но про­вес­ти свя­тые дни Пос­та и с ду­хов­ной ра­дос­тью встре­тить Свет­лое Хри­с­то­во Вос­кре­се­ние!

Аминь!

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Информация для паломников