В Полоцком монастыре в рамках Белорусских Рождественских чтений состоялась монашеская секция «Монастыри и монашество: традиции и современность»

В Полоцком монастыре в рамках Белорусских Рождественских чтений состоялась монашеская секция «Монастыри и монашество: традиции и современность»

15 де­каб­ря 2023 го­да в рам­ках IX Бе­ло­рус­с­ких Ро­ж­дес­т­вен­с­ких чте­ний под пред­се­да­тель­с­т­вом Мит­ро­по­ли­та Мин­с­ко­го и За­с­лав­с­ко­го Ве­ни­а­ми­на, Пат­ри­ар­ше­го Эк­зар­ха всея Бе­ла­ру­си, со­с­то­я­лось за­се­да­ние мо­на­шес­кой сек­ции «Мо­нас­ты­ри и мо­на­шес­т­во: тра­ди­ции и сов­ре­мен­ность» и Круг­лый стол «По­чи­та­ние мес­т­ных под­виж­ни­ков бла­го­чес­тия и но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Цер­к­ви Рус­с­кой в мо­нас­ты­рях».


Ме­ро­при­я­тия бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны Си­но­даль­ным от­де­лом по де­лам мо­нас­ты­рей и мо­на­шес­т­ву Бе­ло­рус­с­кой Пра­во­с­лав­ной Цер­к­ви и про­хо­ди­ли в Спа­со-Ев­ф­ро­си­ни­ев­с­ком мит­ро­по­личь­ем жен­с­ком мо­нас­ты­ре го­ро­да По­лоц­ка.

Предварила работу форума Божественная литургия, которую в Крестовоздвиженском храме Полоцкой обители возглавил Митрополит Вениамин. Владыке Экзарху сослужили: председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству БПЦ епископ Лидский и Сморгонский Порфирий; епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий; наместник Никольского мужского монастыря в городе Гомеле епископ Светлогорский Амвросий, викарий Гомельской епархии; участники монашеского направления Рождественских чтений в священном сане.

Затем началось само собрание, в котором приняли участие архиереи Белорусского Экзархата, руководители и монашествующие белорусских монастырей, в том числе игумен Ляденского монастыря иеромонах Лавр (Будич).

В президиуме собрания присутствовали: епископ Лидский и Сморгонский Порфирий; епископ Светлогорский Амвросий; епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий; настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумения Евдокия (Левшук).

Монашеский форум открыл его председатель, Митрополит Минский и Заславский Вениамин. В своем вступительном слове владыка Экзарх обозначил проблематику конференции, посвященную осмыслению монашеских традиций в условиях современности.

Пленарное заседание, озаглавленное «Святитель Игнатий (Брянчанинов) – игумен и духовный отец», напомнило присутствующим о служении и творениях святителя Игнатия. С докладами выступили:

– настоятельница женского монастыря святых Жен-мироносиц в городе Бобруйске игумения Параскева (Ельская): «Жизнь и труды святителя Игнатия (Брянчанинова)»;

– настоятель Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни игумен Варлаам (Переверзев): «Святитель Игнатий (Брянчанинов) как игумен общежительного монастыря»;

– наместник Зосимо-Савватиевского Велико-Кракотского мужского монастыря игумен Михей (Барановский): «Святитель Игнатий (Брянчанинов) о послушании и молитве»;

– настоятельница Успенского Тадулинского женского монастыря игумения Илария (Болт): «Святитель Игнатий (Брянчанинов) и современное монашество».

После перерыва вниманию присутствующих за круглым столом была предложена тема: «Почитание местных подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях». С докладами о местных подвижниках благочестия и важности их почитания в монастырях выступили:

– председатель Синодальной комиссии БПЦ по канонизации святых епископ Светлогорский Амвросий, викарий Гомельской епархии: «О важности почитания местночтимых подвижников благочестия и новомучеников»;

– настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумения Евдокия (Левшук): «Стяжи друга Господа». Подвижническая жизнь схиигумении Евфросинии (Максимчук), первой настоятельницы возрожденного Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря»;

– настоятельница Иоанно-Кормянского женского монастыря игумения Архелая (Новикова): «Преемство монашеских традиций. Кормянский монастырь – предыстория».

Затем в атмосфере братского общения состоялось обсуждение выступлений докладчиков. Игумены и игумении поделились также опытом устроения монастырей и рассмотрели проблемы духовной жизни насельников обителей.

По итогам всех выступлений были сделаны следующие выводы:

• Святитель Игнатий (Брянчанинов) оставил нам богатую сокровищницу своих трудов, в числе которых нравственно-аскетические сочинения, проповеди, апологетические труды, литературно-поэтические произведения, дошедшие до нас письма святителя к разным лицам, и многое другое.

• Духовное наследие святителя Игнатия (Брянчанинова) способно внести свой вклад в решение актуальных проблем, стоящих как перед Церковью, так и перед всем обществом.

• Святитель Игнатий предлагает руководствоваться Священным Писанием и писаниями святых Отцов, тщательно их изучать и следовать изложенным в них советам.

• Творения святителя Игнатия для новоначальных насельников монастырей в наше время нуждается в разъяснении.

• С ходом истории каждая местная община христиан, если она духовно жива, рождает святых. Хранить память об этих великих людях особенно важно тем, кто живет на земле, где проходил земной путь подвижников благочестия. Именно землякам эти угодники Божии особенно понятны и близки. Молитвенное общение с ними позволяет глубже прочувствовать мысль о том, что идеал христианской жизни не является чем-то недостижимым, пройдённый ими путь благочестия не закрыт и для нас.

В завершение был принят итоговый документ, в котором монашествующие выразили сердечную признательность Патриаршему Экзарху всея Беларуси Митрополиту Минскому и Заславскому Вениамину за участие в форуме и возможность в рамках Рождественских образовательных чтений обсудить вопросы монастырской жизни. Участники конференции поблагодарили игумению и сестер Полоцкого монастыря за прекрасную организацию монашеской секции и за гостеприимство. Монашествующие отметили молитвенную радость общения друг с другом во время совершения Божественной литургии, которая объединила всех у чаши Христовой. Все единодушно выразили надежду на возможность молитвенного и душеполезного общения в будущем.

Тексты докладов опубликованы на официальном сайте Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата «Монастырский Хронограф».

 

Ис­точ­ник: «Мо­нас­тыр­с­кий Хро­но­г­раф»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Информация для паломников