Ляденский мужской монастырь в честь Благовещения Пресвятой БогородицыБорисовская епархия
 
Ляденский мужской монастырь

Особо почитаемые иконы

 

Икона Божией Матери «Жировичская»

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Жи­ро­вич­с­кая»

Ико­на на­пи­са­на в 1997 го­ду спе­ци­а­ль­но для Ля­ден­с­кой оби­те­ли и по­ме­ще­на в Бла­го­ве­щен­с­ком хра­ме на том же мес­те, где ког­да-то на­хо­ди­лась уте­рян­ная в го­ды бо­го­бор­чес­т­ва чу­дот­вор­ная Ля­ден­с­кая ико­на. Ля­ден­с­кая ико­на яв­ля­лась спис­ком Жи­ро­вич­с­ко­го об­ра­за Пре­с­вя­той Бо­го­ро­ди­цы и бы­ла вы­пол­не­на на дос­ке по про­сь­бе ос­но­ва­тель­ни­цы оби­те­ли Те­ре­зы Тыш­ке­вич во­сь­ми­де­ся­ти­лет­ним ико­но­пис­цем, мас­те­ром Ки­е­во-Пе­чер­с­кой лав­р­с­кой ико­но­пис­ной шко­лы Ва­си­ли­ем Сте­фа­но­ви­чем, про­жи­вав­шим то­г­да в го­ро­де Мин­с­ке.

Праз­д­но­ва­ние Пре­с­вя­той Бо­го­ро­ди­це ра­ди Ее чу­дот­вор­но­го об­ра­за со­вер­ша­ет­ся 20 мая.


Икона Божией Матери «Утоли моя печали»

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Уто­ли моя пе­ча­ли»

Спи­сок этой чу­до­т­вор­ной ико­ны в 1995 го­ду пе­ре­дал в дар оби­те­ли мит­ро­по­лит Фи­ла­рет (Вах­ро­ме­ев; 1935-2021), пер­вый Пат­ри­ар­ший Эк­зарх всея Бе­ла­ру­си, свя­щен­но­ар­хи­ман­д­рит Свя­то-Бла­го­ве­щен­с­ко­го Ля­ден­с­ко­го ста­в­ро­пи­ги­аль­но­го муж­с­ко­го мо­на­с­ты­ря в 1994-2014 го­ды.

Ис­то­рия чу­дот­вор­ной ико­ны «Уто­ли моя пе­ча­ли» бе­рет на­ча­ло в XVII ве­ке в Мос­к­ве, где свя­ты­ня про­с­ла­ви­лась мно­ги­ми чу­де­са­ми, осо­бен­но во вре­мя чу­мы в 1771 го­ду.

Праз­д­но­ва­ние чу­дот­вор­ной ико­не, со­вер­ша­е­мое еже­год­но 25 ян­ва­ря (7 фев­ра­ля по н.ст.), бы­ло ус­та­нов­ле­но в 1760 го­ду в па­мять ис­це­ле­ния боль­ной жен­щи­ны, удо­с­то­ив­шей­ся ви­де­ния это­го свя­то­го об­ра­за и ис­це­лив­шей­ся по­с­ле мо­леб­на пе­ред ним 25 ян­ва­ря в цер­к­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая на Пу­пы­шах (в Са­дов­ни­ках) в Мос­к­ве. К это­му же вре­ме­ни от­но­сят­ся со­с­тав­лен­ные ей слу­ж­бы и ака­фист. Чти­мые спи­с­ки с ико­ны на­хо­дят­ся во мно­гих хра­мах Мос­к­вы и дру­гих го­ро­дов.


Икона Божией Матери «Отрада и Утешение»

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «От­ра­да и Уте­ше­ние»

10 но­яб­ря 2011 го­да Ля­ден­с­кую оби­тель по­се­ти­ла де­ле­га­ция Ва­то­пед­с­ко­го мо­на­с­ты­ря Свя­той Го­ры Афон во гла­ве с игу­ме­ном оби­те­ли ар­хи­ман­д­ри­том Еф­ре­мом, при­быв­шим в Бе­ла­русь по при­г­ла­ше­нию мит­ро­по­ли­та Мин­с­ко­го и Слуц­ко­го Фи­ла­ре­та, Пат­ри­ар­ше­го Эк­зар­ха всея Бе­ла­ру­си. Ар­хи­ман­д­рит Еф­рем пе­ре­дал в дар мо­нас­ты­рю точ­ный спи­сок ва­то­пед­с­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «От­ра­да и Уте­ше­ние». Ико­на раз­ме­ром 100 на 140 сан­ти­мет­ров бы­ла на­пи­са­на на дос­ках, из­го­тов­лен­ных из де­ревь­ев, рас­ту­щих близ оби­те­ли. Со­г­лас­но ико­но­пис­ной тра­ди­ции Свя­той Го­ры Афон крас­ки для на­пи­са­ния ико­ны бы­ли со­е­ди­не­ны с час­ти­ца­ми мо­щей афон­с­ких под­виж­ни­ков, а са­ма ва­то­пед­с­кая бра­тия мо­ли­лась Пре­с­вя­той Бо­го­ро­ди­це в те­че­ние все­го вре­ме­ни на­пи­са­ния ико­ны. Об­раз ук­ра­шен ок­ла­дом, из­го­тов­лен­ным гре­чес­ки­ми юве­ли­ра­ми.

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «От­ра­да и Уте­ше­ние» ши­ро­ко из­вес­т­на и осо­бо по­чи­та­е­ма во всём пра­во­с­лав­ном ми­ре, а спи­с­ки с чу­дот­вор­но­го об­ра­за пре­бы­ва­ют во мно­гих хра­мах. Мно­го­чис­лен­ные чу­де­са, со­вер­ша­ю­щи­е­ся по го­ря­чим мо­лит­вам ве­ры пе­ред ико­ной Пре­с­вя­той Бо­го­ро­ди­цы, яв­ля­ют­ся не­о­п­ро­вер­жи­мым до­ка­за­тель­с­т­вом все­ми­лос­ти­во­го зас­ту­п­ле­ния Ца­ри­цы Не­бес­ной. Подробнее об иконе…

Праз­д­но­ва­ние Пре­с­вя­той Бо­го­ро­ди­це ра­ди Ее чу­дот­вор­но­го об­ра­за со­вер­ша­ет­ся 3 фев­ра­ля, а так­же 10 но­яб­ря – в день при­не­се­ния спис­ка ико­ны в Ля­ден­с­кий мо­на­с­тырь.


Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Все­ца­ри­ца»

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Все­ца­ри­ца» (по-гре­чес­ки – «Пан­та­нас­са») на­хо­дит­ся на Свя­той Го­ре Афон в Гре­ции в со­бор­ном хра­ме Ва­то­пед­с­кой оби­те­ли, сле­ва от цар­с­ких врат. Ико­на, не­боль­шая по раз­ме­рам, на­пи­са­на в XVII ве­ке и, по пре­да­нию, бы­ла бла­го­с­ло­ве­ни­ем из­вес­т­но­го на Афо­не стар­ца Ио­си­фа Иси­хас­та сво­им уче­ни­кам.

Точ­ный спи­сок этой чу­дот­вор­ной ико­ны вы­пол­нен мо­на­ха­ми оби­те­ли Ва­то­пед и пе­ре­дан в дар Ля­ден­с­ко­му мо­нас­ты­рю 19 ап­ре­ля 2013 го­да при со­дей­с­т­вии ху­дож­ни­ка Алек­сея Ива­но­ви­ча Хац­ке­ви­ча, од­но­го из по­пе­чи­те­лей оби­те­ли.

«Ико­на яв­ля­ет­ся пол­ным спис­ком (30х40 см) ори­ги­на­ла «Все­ца­ри­цы», ко­то­рая на­хо­дит­ся в Ва­то­пед­с­кой оби­те­ли на Свя­той Го­ре Афон, – рас­ска­зал да­ри­тель ико­ны. – Ее там же и ос­вя­щал мо­нах Фе­о­дох (па­мят­ный мно­гим ве­ру­ю­щим Бе­ла­ру­си и Рос­сии как спут­ник ар­хи­ман­д­ри­та Еф­ре­ма, игу­ме­на Ва­то­пе­да – прим. ред.). Об­раз при­к­ла­ды­ва­ли к ори­ги­наль­ной ико­не «Все­ца­ри­ца» и к свя­ты­ням, ко­то­рые хра­нят­ся в ал­та­ре Бла­го­ве­щен­с­ко­го со­бо­ра Ва­то­пе­да, в том чи­с­ле к По­я­су Пре­с­вя­той Бо­го­ро­ди­цы… «Все­ца­ри­ца» – это та ико­на, по мо­лит­ве пе­ред ко­то­рой очень мно­го лю­дей по­лу­ча­ет ис­це­ле­ние от он­ко­ло­гии. Мы ви­де­ли на Афо­не, как к ней и де­ток при­но­си­ли, и мно­го боль­ных лю­дей еха­ли в Ва­то­пед­с­кую оби­тель по­к­ло­нить­ся это­му об­ра­зу Бо­го­ро­ди­цы… Очень хо­те­лось, что­бы лю­ди и в Ля­ден­с­кий мо­нас­тырь при­ез­жа­ли, по­лу­ча­ли здесь по­мощь от Пре­с­вя­той Бо­го­ро­ди­цы, и по­мо­га­ли оби­те­ли – это все вза­им­но».

Алек­сей Ива­но­вич соз­дал для спи­с­ка «Все­ца­ри­цы» ис­кус­но ин­кру­с­ти­ро­ван­ный ок­лад. По че­ты­рем сто­ро­нам от об­ра­за, в ви­де кре­с­та рас­по­ло­же­ны се­ре­б­ря­ные клей­ма с изо­б­ра­же­ни­ем Стра­с­тей Гос­под­них. «Они то­же с Афо­на, – по­яс­нил Алек­сей Ива­но­вич. – Оче­ред­ность та­кая: сце­на у Пон­тия Пи­ла­та, вто­рое клей­мо – крес­т­ный ход к Гол­го­фе, тре­тье – са­ма Гол­го­фа, и чет­вер­тое клей­мо – сня­тие Гос­по­да с Крес­та… Во­к­руг жем­чу­жи­ны идут, как в кре­с­те пре­по­доб­ной Ев­ф­ро­си­нии, это оз­на­ча­ет раз­рыв меж­ду зем­ным и не­бес­ным, оби­те­лью Гос­по­да». В угол­ках ок­ла­да мож­но уви­деть ук­ра­ше­ние крес­та­ми из бо­гем­с­ко­го сте­к­ла, а по сто­ро­нам – ори­ги­наль­ные ор­на­мен­ты из по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней. Ин­к­рус­та­ция вы­пол­не­на в тра­ди­ци­он­ной ви­зан­тий­с­кой тех­ни­ке ин­к­рус­та­ции на­прес­толь­ных Еван­ге­лий.

Праз­д­но­ва­ние Пре­с­вя­той Бо­го­ро­ди­це ра­ди Ее чу­до­т­вор­но­го об­ра­за со­вер­ша­ет­ся 31 ав­гус­та.


Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ге­рон­дис­са (Ста­ри­ца)»

Точ­ный спи­сок этой чу­до­т­вор­ной ико­ны, вы­пол­нен­ный мо­на­ха­ми Свя­той Го­ры Афон, пе­ре­дан в дар бра­тии Ля­ден­с­ко­го мо­нас­ты­ря 21 сен­тяб­ря 2013 го­да усер­ди­ем бла­го­чес­ти­вых по­пе­чи­те­лей оби­те­ли – Кон­с­тан­ти­на Ге­ор­ги­е­ви­ча Ша­ве­ля и Алек­сея Ива­но­ви­ча Хац­ке­ви­ча.

Ико­на на­хо­дит­ся в мо­нас­ты­ре Пан­то­к­ра­тор, ос­но­ван­ном в 1361 го­ду на Свя­той Го­ре Афон. На­з­ва­ние ико­ны, ко­то­рое пе­ре­во­дит­ся с гре­чес­ко­го как «Ста­ри­ца» или «На­с­то­я­тель­ни­ца», ука­зы­ва­ет на ду­хов­ное гла­вен­с­т­во над мо­нас­ты­рём Пан­то­к­ра­тор Са­мой Бо­жи­ей Ма­те­ри. Со­г­лас­но древ­не­му мо­нас­тыр­с­ко­му пре­да­нию, пер­вое чу­до от «Ге­рон­тис­сы» про­и­зо­ш­ло во вре­мя стро­и­тель­с­т­ва бу­ду­ще­го мо­нас­ты­ря, ко­то­рое про­во­ди­лось при­мер­но в пя­ти­стах мет­рах от со­в­ре­мен­ных по­с­т­ро­ек. Од­на­ж­ды но­чью и ико­на, и все ин­с­т­ру­мен­ты стро­и­те­лей про­па­ли, а ут­ром бы­ли най­де­ны на мес­те со­в­ре­мен­но­го рас­по­ло­же­ния мо­нас­ты­ря. Так пов­то­ря­лось не­с­коль­ко раз, по­ка на­ко­нец не ста­ло яс­но, что Са­ма Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца из­би­ра­ет имен­но то мес­то для ус­т­рой­с­т­ва Сво­ей оби­те­ли.

Праз­д­но­ва­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це ра­ди Ее чу­до­т­вор­но­го об­ра­за со­вер­ша­ет­ся 17 ап­ре­ля.


Икона Божией Матери «Махериотисса»

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ма­хе­ри­ó­тис­са»

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ма­хе­ри­о­тис­са» из гре­чес­ко­го мо­нас­ты­ря Бо­го­ма­те­ри Ма­хе­рас на ос­т­ро­ве Кипр пе­ре­да­на в дар Ля­ден­с­ко­му мо­нас­ты­рю 20 ию­ня 2018 го­да.

Пре­да­ние об ис­то­рии чу­дот­вор­но­го об­ра­за «Ма­хе­ри­о­тис­са» по­вес­т­ву­ет сле­ду­ю­щее. Мо­на­ху-от­шель­ни­ку Не­о­фи­ту, ко­то­рый про­жи­вал на Кип­ре в мо­нас­ты­ре свя­то­го Ио­ан­на Зла­то­ус­та, во сне яви­лась Бо­го­ро­ди­ца, ука­зав­шая но­вое мес­то оби­та­ния в рай­о­не го­ры Ки­о­ния, где сей­час и рас­по­ло­жен мо­нас­тырь Ма­хе­рас. Под­няв­шись к вер­ши­не, мо­нах Не­о­фит и его уче­ник мо­нах Иг­на­тий уви­де­ли свет, ис­хо­див­ший из за­рос­лей сам­ши­та. Ря­дом с этим мес­том они на­ш­ли нож, ко­то­рым про­ло­жи­ли се­бе путь к мес­ту, от­ку­да ис­хо­дил свет. Это ока­за­лась пе­ще­ра. В ней бы­ла об­ре­те­на ико­на Бо­го­ро­ди­цы, наз­ва­ная «Ма­хе­ри­о­тис­са», что в до­слов­ном пе­ре­во­де оз­на­ча­ет «Но­же­вая» (нож по-гре­чес­ки − μα­χα­ίρι).

В 1160 го­ду мо­на­хи за­сви­де­тель­с­т­во­ва­ли пер­вое чу­до: ис­це­ле­ние до­че­ри кон­с­тан­ти­но­поль­с­ко­го им­пе­ра­то­ра Ма­ну­и­ла Ком­ни­на. Имен­но он в свое вре­мя дал день­ги на стро­и­тель­с­тво мо­нас­ты­ря Ма­хе­рас, ко­то­рый по­ве­ле­ла по­стро­ить Бо­го­ро­ди­ца.

Па­мять ико­ны в гре­чес­ком мо­нас­ты­ре со­вер­ша­ет­ся 21 но­яб­ря / 4 де­каб­ря. Но в свя­зи с тем, что на 4 де­каб­ря вы­па­да­ет праз­д­ник Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, по бла­го­с­ло­ве­нию епи­с­ко­па Бо­ри­сов­с­ко­го и Марь­и­но­гор­с­ко­го Ве­ни­а­ми­на (ны­не – мит­ро­по­лит Мин­с­кий и Зас­лав­с­кий, Пат­ри­ар­ший Эк­зарх всея Беларуси) праз­д­но­ва­ние Ее чу­до­т­вор­но­му об­ра­зу «Ма­хе­ри­о­тис­са» в Ля­ден­с­ком мо­нас­ты­ре со­вер­ша­ет­ся на сле­ду­ю­щий день, 5 де­ка­б­ря.

 

 

 

  • Информация для паломников