Ляденский мужской монастырь в честь Благовещения Пресвятой БогородицыБорисовская епархия
 
В помощь паломнику: о минимальных правилах поведения в монастыре

В помощь паломнику: о минимальных правилах поведения в монастыре

Па­лом­ни­чес­тво или да­же оз­на­ко­ми­тель­ная, ту­рис­ти­чес­кая по­ез­д­ка в мо­нас­тырь – это ду­хов­ное пу­те­шес­т­вие, це­лью ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся при­бли­же­ние во вре­ме­ни и про­с­т­ран­с­т­ве к це­ли­тель­но­му ис­точ­ни­ку, к свя­ты­не.


Сре­ди сту­па­ю­щих на тер­ри­то­рию мо­нас­ты­ря есть и во­цер­ков­лен­ные лю­ди, и те, кто был в дет­с­т­ве кре­щен, но, ощу­щая се­бя пра­во­слав­ным, ос­та­ет­ся да­ле­ким от при­ход­с­кой жиз­ни, и ве­ру­ю­щие лю­ди раз­ных кон­фес­сий, и ате­ис­ты.

По за­ко­нам хри­с­ти­ан­с­ко­го стран­но­при­им­с­т­ва и про­с­то­го че­ло­ве­чес­ко­го гос­те­при­им­с­т­ва, в оби­те­ли при­ве­ча­ют каж­до­го вхо­дя­ще­го. Но гос­тям, сле­ду­ет пом­нить о том, что лю­бой мо­нас­тырь – это оби­тель со­сре­до­то­че­ния и мол­ча­ния, о сте­ны ко­то­рой раз­би­ва­ет­ся мир­с­кая су­е­та, мес­то тру­дов и мо­лит­вен­ных под­ви­гов. А еще это и род­ной дом боль­шой се­мьи – мо­нас­тыр­с­кой бра­тии. Пе­ред вхо­дя­щи­ми в Свя­тые во­ро­та мо­нас­ты­ря, стре­мя­щи­ми­ся при­пасть к свя­ты­ням и ос­мат­ри­ва­ю­щи­ми храм и ико­ны, – пе­ред все­ми на­ми бра­тия оби­те­ли доб­ро­сер­деч­но и ра­душ­но от­к­ры­ва­ет две­ри в свой дом.

И как в каж­дом до­ме есть тра­ди­ции, ус­тои и пра­ви­ла, ко­то­рые веж­ли­вый че­ло­век, при­хо­дя­щий в гос­ти, ста­ра­ет­ся со­б­лю­дать, так и в мо­нас­ты­ре есть внут­рен­ний ус­тав и оп­ре­де­лен­ные пра­ви­ла, ис­пол­не­ние ко­то­рых ожи­да­ет­ся от тех, кто на час или на день, а то и на бóль­ший срок по­па­да­ет сю­да. Мо­нас­тырь – это мес­то, где сла­вит­ся имя Бо­жие, а мо­на­шес­кая жизнь име­ет це­лью мо­лит­вен­ную со­с­ре­до­то­чен­ность, и по­то­му здесь вес­ти се­бя по­до­ба­ет со­от­вет­с­т­ву­ю­щим об­ра­зом, имея ува­же­ние и не по­з­во­ляя се­бе не­б­реж­но­го, не­по­ч­ти­тель­но­го от­но­ше­ния к бра­тии и тру­же­ни­кам оби­те­ли.

Но да­же ис­к­рен­нее поч­те­ние к мо­нас­ты­рю и мо­на­шес­т­ву­ю­щим не все­г­да мо­жет убе­речь нас от оши­бок. Те, кто об­щал­ся с ино­с­т­ран­ца­ми, ино­г­да за­ме­ча­ли за ни­ми стран­ные, а ино­г­да и про­с­то во­пи­ю­щие, ка­жу­щи­е­ся нам со­вер­шен­но не­до­пус­ти­мы­ми ве­щи. Встре­ча­ешь от­зы­вы и о на­ших ту­рис­тах как о лю­дях, не уме­ю­щих се­бя вес­ти в даль­них стра­нах, и по­ни­ма­ешь спра­вед­ли­вость не­ко­то­рых уп­ре­ков. Не­у­же­ли все мы та­кие злос­т­но-не­вос­пи­тан­ные? Ско­рее, де­ло в дру­гом – в не­зна­нии эти­ке­та, со­от­вет­с­т­ву­ю­ще­го имен­но это­му мес­ту, имен­но этой си­ту­а­ции. Сле­дуя пра­ви­лам, прос­тым и оче­вид­ным, че­ло­век, да­же не осо­з­на­вая то­го, чув­с­т­ву­ет об­лег­че­ние: ни­ко­го не за­дел, ни­че­го не на­ру­шил – и на сер­д­це теп­ло и ра­дос­т­но. Свя­тые от­цы учат нас, что ни од­но доб­рое де­ло не об­хо­дит­ся без ис­ку­ше­ний. А па­лом­ни­чес­т­во или да­же оз­на­ко­ми­тель­ная, ту­рис­ти­чес­кая по­ез­д­ка в мо­нас­тырь – де­ло доб­рое и спа­си­тель­ное для ду­ши. Бла­го­чес­ти­вое по­ве­де­ние в оби­те­ли – это по­бе­да над сво­им не­ве­жес­т­вом или лег­ко­мыс­ли­ем. Не дóл­ж­но на­ме­рен­но ис­кать скор­бей и ис­ку­ше­ний, и в на­ших си­лах пре­ду­п­ре­дить боль­шин­с­т­во проб­лем, ко­то­рые мо­гут воз­ник­нуть во вре­мя пре­бы­ва­ния в оби­те­ли.

«От­сю­да, из мо­нас­ты­ря, вид­нее се­ти ди­а­во­ла, здесь рас­кры­ва­ют­ся гла­за, а там, в ми­ру, дей­с­т­ви­тель­но, мно­го че­го не вид­но, за­к­ры­то гре­хов­ной су­е­той», – го­во­рил пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Оп­тин­с­кий.

Хо­те­лось бы рас­с­ка­зать о том не­об­хо­ди­мом ми­ни­маль­ном на­бо­ре пра­вил бла­го­чес­ти­во­го по­ве­де­ния, ко­то­рые по­мо­гут гос­тям Ля­ден­с­ко­го в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы муж­с­ко­го мо­нас­ты­ря при его по­се­ще­нии. Про­сим вас, бра­тья и сес­т­ры, вни­ма­тель­но про­чи­тать их и со всем вни­ма­ни­ем при­дер­жи­вать­ся, и это по­мо­жет из­бе­жать не­лов­ких си­ту­а­ций и со­хра­нить во вре­мя по­ез­д­ки мир ду­шев­ный.

Духовник Киевских академии и семинарии архимандрит Маркелл (Павук) рассказывает: «В древности во всех монастырях при входе стоял монах, который нес послушание вратаря (не надо путать с вратарем во время футбольной игры). Он стоял в монастырских воротах, давал всем входящим и выходящим из монастыря целовать крест и окроплял святой водой. Сейчас подобная традиция сохраняется лишь в монастыре преподобного Герасима Иорданского в Иудейской пустыне. В Печерском монастыре в древности на этом особо прославился преподобный Лонгин, живший на рубеже XIII–XIV веков. Исполняя данное послушание, еще при жизни он стяжал славу прозорливого. Всем входящим в обитель он не только давал благословение, но и мог указать на их самые потаенные и тяжкие грехи, так как был отличным знатоком человеческих душ и мог безошибочно прозревать в любом человеке все его достоинства и слабости. Сейчас, из-за большого количества паломников, сложно представить себе монаха, подающего благословение на входе каждому, да еще и с духовным наставлением». Мы же должны осознавать, что, приближаемся к святыне и светочу Православия.

Но еще собираясь в путь, должны помнить о том, что при посещении монастыря следует соблюдать определенные правила в одежде. Монахи в монастыре обычно ходят в черном подряснике и рясе, иногда еще в клобуке и мантии, свидетельствуя тем самым о своем отречении от мира и всех его соблазнов.

 

Мирскому, светскому человеку нужно стараться одеваться прилично и скромно

 

Жен­щи­нам и де­воч­кам сле­ду­ет оде­вать­ся в жен­с­кую оде­ж­ду при­лич­ной дли­ны и с ру­ка­вом. На голову женщины надевают платок. Не позволительно употребление косметики, которая оставляет следы на священных предметах при лобзании их, а также употребление сильно пахнущих ароматических средств. Мужчинам неприлично посещать монастырь в спортивной одежде и одежде с короткими рукавами, а также в шортах. При вхо­де на тер­ри­то­рию мо­нас­ты­ря или в храм мужчины снимают го­лов­ной убор.

На вопрос, как вести себя при входе в монастырь, архимандрит Маркелл отвечает: «Не только при входе в монастырь, но и подходя к храму, православные люди троекратно совершают крестное знамение и поясной поклон. Также и перед прикладыванием к иконам, мощам, стоя на молитве, нужно стараться делать поясные или даже земные поклоны. Они к тому же помогают лучше сосредоточиться на молитве».

Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человеческие, поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием.

 

Как правильно здороваться в монастыре?

 

Важно помнить, что монастырь – место молитвенного сосредоточениях, и, как бы радушно нас ни принимали, мы, гости не должны требовать к себе бóльшего внимания, чем это требуется, и потому достаточно будет вежливого поклона при близкой встрече с монахами, проходящими мимо нас.

Когда же христианин подходит к священнику-иеромонаху в храме, как правило, берет благословение, крестообразно складывая ладони. Это одновременно и форма приветствия, и своеобразный знак, что ты этому пастырю доверяешь и готов смиряться и исполнять возложенные им на тебя послушания. Священник осенит вас крестным знамением. Благословляя, священник складывает пальцы так, что они изображают греческие буквы IС ХС, что означает «Иисус Христос». Получив благословение, следует поцеловать руку священника, как невидимую руку самого Господа Иисуса Христа. После этого можно задать вопрос.

Если священник торопится, а ваш вопрос безотлагательный, постарайтесь сформулировать его кратко, без лишних подробностей. Если хотите поговорить со священником или исповедаться, то спросите, когда он сможет это сделать. Узнайте, когда Вам или вашей группе паломников возможно исповедоваться.

Архимандрит Маркелл отмечает: «Вопросы духовной жизни лучше всего обсуждать с монастырскими духовниками, которые имеют на такие беседы благословение священноначалия. Как правило, они исповедуют людей во время вечернего богослужения. С первым попавшимся человеком лучше не разговаривать, ибо не все могут быть компетентными разрешать сложные вопросы духовной жизни. Если безрассудно прибегать к такой помощи, то это может привести к серьезным проблемам. Мы же не консультируемся в больнице по поводу нашей болезни с первым встречным или санитаркой. Все стараются попасть на прием к грамотному и компетентному врачу».

Основной храм обители открыт с 5 часов утра и до позднего вечера, а потому можно сюда зайти и помолиться не только во время богослужения, но и в любое другое время. Но лучше находиться в храме во время службы: и для благочестивого паломника, и для новоначального, и даже для далекого от Церкви туриста посещение монастырских богослужений – награда за труды путешествия и великое духовное утешение, а соборная молитва, возглавляемая священником, намного внимательнее, сосредоточеннее и сильнее. Так, по слову святителя Иоанна Златоуста, «одно “Господи помилуй”, сказанное в храме, действеннее тысячи поклонов, сделанных дома».

В свечной лавке храма можно купить свечи: каждая поставленная нами свеча – это наша маленькая жертва Богу. Важно ее делать от всей души, с молитвой и сердечным покаянием в своих грехах, иначе никакой пользы это не принесет, ибо лучшая жертва Творцу, как читаем в 50-м псалме, – дух сокрушен.

 

Лучше на территории монастыря отложить всякое «житейское попечение»

 

Перед входом в храмы и часовни мобильные телефоны должны быть выключены или переведены в беззвучный режим: здесь не приняты громкие разговоры и неумеренная жестикуляция, а уж тем более недопустимы сигналы мобильного телефона и разговоры по нему. В течение всего времени пребывания в монастыре телефоны также уместно отключать. Вот что говорит по этому поводу архимандрит Маркелл: «Сейчас это стало серьезной проблемой, ибо многие чуть ли не срослись с ними. Конечно, лучше на территории монастыря всякое «житейское отложить попечение». В монастырь и тем более храм лучше телефон совсем не брать или хотя бы выключить, чтобы он не мешал вам и другим людям молиться. Лучше стремиться всегда через молитву быть на связи с Богом, чем с другими, пусть и очень важными и нужными нам людьми».

Не меньшей проблемой стало повсеместное и безоглядное фотографирование. Запрета на это вне стен монастыря нет, но фотографировать монашествующих без из согласия, а также во время богослужения не благословляется, и об этом забывать нельзя. По традиции, в храмах службы идут при свечах, в полумраке, и использование фототехники неизбежно потребует вспышки. Хуже того, вспышка может сработать автоматически. Представьте, что такое неконтролируемое действие станет подобно взрыву вражеского фугаса посреди мирного селения, и виной тому – невинное, на первый взгляд, желание сохранить тронувший сердце момент в холодном и бездушном аппарате.

Находясь в монастыре, следует также помнить, что вход в жилые и хозяйственные помещения, а также в братские трапезные не благословляется.

В монастыре имеются специальные трапезные для паломников и миникафе, где можно подкрепиться. В монастырских трапезных стараются меньше разговаривать, чтобы избежать празднословия и чревоугодия.

Вблизи монастырских стен нельзя обнажать тело, устраивать шумные игры, играть на музыкальных инструментах и включать музыкальную аппаратуру с высоким уровнем громкости.

Покидая Ляденскую обитель, многие стараются увезти с собой на память монастырскую продукцию. Средства, вырученные от ее продажи, идут на ремонт и реставрацию, оплату коммунальных услуг, зарплату рабочим, одежду и питание монастырской братии, просветительские и социальные проекты. Так что даже покупка сувениров или вкуснейшего хлеба в монастырской чайной – своего рода пожертвование на обитель, а это дело богоугодное и душеспасительное.

Чтобы монастырь повлиял на нас, а не мы на него, дóлжно вести себя как можно скромнее, тише, внимательнее. Если вы невоцерковленный человек и для вас непривычна обстановка в монастыре, держитесь просто, вежливо и предупредительно – в случае необходимости вас мягко поправят и порекомендуют правильный образ поведения.

Дорогие братья и сестры, братия Ляденского монастыря рада видеть вас в обители и желает, чтобы это посещение всем принесло душевную пользу.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Информация для паломников