К 30-летию возрождения Ляденского монастыря: Одна интересная история

К 30-летию возрождения Ляденского монастыря: Одна интересная история

В прош­лом на­ше­го мо­нас­ты­ря есть пре­лю­бо­пыт­ные слу­чаи, ко­то­рые мо­гут по­да­рить усер­д­но­му бы­то­пи­са­те­лю не­ма­ло но­вых, пре­вос­ход­ных тем, пол­ных спе­ци­фи­чес­ких осо­бен­нос­тей мо­нас­тыр­с­кой жиз­ни.


В до­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя Ля­ден­с­кий мо­нас­тырь ни­ког­да не был бо­га­тым. На­з­на­чен­ное го­су­дар­с­т­вом обес­пе­че­ние мо­нас­ты­ря по тре­ть­е­му клас­су бы­ло не­ве­ли­ко, по­э­то­му оби­тель бы­ла тес­но свя­за­на с ок­ру­гой хо­зяй­с­т­вен­ны­ми уза­ми. И час­то ме­ж­ду мо­нас­ты­рём и жи­те­ля­ми со­сед­них по­се­ле­ний воз­ни­ка­ли кон­ф­лик­ты, свя­зан­ные со спо­ра­ми о зем­лях, ле­сах, се­но­ко­сах, по во­п­ро­сам вы­п­ла­ты арен­д­ных де­нег и ох­ра­не мо­нас­тыр­с­ко­го иму­ще­с­т­ва.

К при­ме­ру, од­наж­ды у но­во­го уп­рав­ля­ю­ще­го Ля­ден­с­ким мо­нас­ты­рём ие­ро­мо­на­ха Ила­рия про­и­зо­шёл кон­ф­ликт с мес­т­ны­ми жи­те­ля­ми. При­чи­ной то­му бы­ла по­с­тав­лен­ная им «дол­ж­ная ог­ра­да», ко­то­рая пе­ре­го­ро­ди­ла кре­с­тья­нам «и бро­див­ше­му по ули­це ско­ту» вход в мо­нас­тыр­с­кий двор и к ко­лод­цу. Кре­с­тья­не за­яв­ля­ли, что мо­нас­тыр­с­кий двор ― «это их ой­чиз­на».

На­ци­о­наль­ный ис­то­ри­чес­кий ар­хив Бе­ла­ру­си со­х­ра­нил ин­те­рес­ную ис­то­рию, жи­во­пис­но пе­ре­да­ю­щую нра­вы то­го вре­ме­ни, со­пут­с­т­во­вав­шие мир­ной мо­на­шес­кой жиз­ни.

Ве­че­ром 18 сен­тяб­ря 1886 го­да на мо­нас­тыр­с­ком гум­не про­и­зош­ла кра­жа: бы­ли по­хи­ще­ны ре­мен­ной пас с мо­ло­тил­ки сто­и­мос­тью 15 руб­лей и зер­но на 10 руб­лей. Уряд­ник про­из­вёл обыск, но ни­че­го не на­шёл. Тог­даш­ний уп­рав­ля­ю­щий Ля­ден­с­ким мо­нас­ты­рём ие­ро­мо­нах Ве­не­дикт 19 сен­тяб­ря 1886 го­да про­ис­хо­див­шие со­бы­тия опи­сы­вал пра­вя­ще­му ар­хи­е­рею сле­ду­ю­щим об­ра­зом (ор­фо­г­ра­фию ос­та­в­ляю, где воз­мож­но, ав­тор­с­кую):

«По­доз­ре­ние, по об­ще­му за­к­лю­че­нию, па­ло на двух мо­нас­тыр­с­ких ра­бо­чих с уча­с­ти­ем Иса­е­ви­че­вых, ко­то­рые про­жи­ва­ют в мес­теч­ке Ля­дах, но жи­те­ли, со­се­ди до та­кой сте­пе­ни от Иса­е­ви­че­вых в стра­хе, что при до­п­ро­се по­де­ла­лись поч­ти не­мы­ми.

В пре­до­с­то­рож­ность сек­рет­но мне пе­ре­да­ли, что выс­лан­ные мною ра­бо­чие сго­ва­ри­ва­лись обок­расть игу­ме­на Все­во­ло­да (пре­ды­ду­ще­го уп­рав­ля­ю­ще­го оби­те­лью. – Прим.), о чём тот пре­д­ва­рён­ный, во вре­мя слу­же­ния все­нощ­ной вы­сы­лал не­с­коль­ко раз сво­е­го ке­лей­ни­ка, чем са­мым и по­ме­шал зло­дей­с­ко­му на­ме­ре­нию, а ког­да Иса­е­ви­че­вы до­з­на­ли, что пре­пят­с­т­ви­ем их за­мыс­ла был кре­с­тья­нин Адам Рак, про­жи­ва­ю­щий в м. Ля­дах, то они, за­с­тиг­ши Ра­ка на вы­го­не, из­би­ли его до по­лу­с­мер­ти и еже­ли-бы на крик уби­ва­е­ма­го не при­бе­жа­ли сто­рон­ние лю­ди, то Ра­ку на бе­лый свет смот­реть при­ш­лось бы не­дол­го, а ког­да Рак по­дал жа­ло­бу, то сви­де­те­ли, жи­те­ли Ляд, бо­ясь мще­ния Иса­е­ви­че­вых на­рав­не с ог­нём, от по­ка­за­ний ук­ло­ни­лись.

Иса­е­ви­че­вы при жиз­ни игу­ме­на Все­во­ло­да при­вык­ли рас­по­ла­гать мо­нас­тыр­с­ки­ми по­жит­ка­ми как сво­ею соб­с­т­вен­нос­тию и сво­и­ми вар­вар­с­ки­ми дей­с­т­ви­я­ми под­чи­ня­ли Все­во­ло­да под своё над ним вли­я­ние, как страш­ли­ва­го ре­бён­ка. Обыск у Иса­е­ви­че­вых пос­ле кра­жи воз­бу­дил ко мне жес­то­кое не­го­до­ва­ние, и они, кро­ме лич­ных ос­кор­б­ле­ний, пу­б­лич­но вы­с­ка­зы­ва­ют­ся мно­го ещё сде­лать вре­да мо­нас­ты­рю, да­же ук­расть и ло­ша­дей.

Ста­ра­ясь, на сколь­ко мож­но, ох­ра­нить мо­нас­тырь от зло­де­я­ний, я ед­ва мог на­нять ноч­на­го сто­ро­жа, обе­щая ему за­щи­ти­тель­ное ору­жие. При­г­ла­ша­е­мые в ка­ра­уль­ные пуб­лич­но за­яв­ля­ют, что еже­ли со­г­ла­сить­ся ох­ра­нять мо­нас­тырь, из ко­е­го Иса­е­ви­че­вы поль­зо­ва­лись как из соб­с­т­вен­ных кла­до­вых, зна­чить на­да ожи­дать или быть об­во­ро­ван­ны­ми, или уби­ты­ми, или по­дож­жон­ны­ми. В ви­ду та­кой опас­нос­ти я до­но­шу Ва­ше­му Пре­ос­вя­щен­с­т­ву и все­по­кор­ней­ше про­шу за­щи­тить убо­гий мо­нас­тырь от уг­ро­жа­ю­щей опас­нос­ти чрез ко­го сле­ду­ет, и тем вод­во­рить мир­ный по­кой.

При сем при­са­во­куп­ляю, что на­хо­дя­щий­ся в Ля­дан­с­ком Мо­нас­ты­ре, по ука­зу Мин­с­кой Ду­хов­ной Кон­сис­то­рии от 31-го Мар­та 1886 го­да с №2755-м, на эпи­ти­мии, кре­с­тьян­с­кий маль­чик Сав­ва Па­хо­мен­ко за умыш­лен­ное под­жи­га­тель­с­т­во стро­е­ний и по­хи­ще­ние де­нег, тай­но от­лу­ча­ет­ся в ноч­ное вре­мя к Иса­е­ви­че­вым, и из его Па­хо­мен­ка кап­ри­зов за­мет­но, что Иса­е­ви­че­вы име­ют его сво­им ору­ди­ем, че­рез ко­то­рое мо­жет со­вер­шит­ся всё; то бла­го­во­ли­те Ва­ше Пре­ос­вя­щен­с­т­во ос­во­бо­дить Ля­дан­с­кую оби­тель от внут­рен­ня­го вра­га, гру­ба­го и сво­ен­рав­на­го».

Мин­с­кая ду­хов­ная кон­сис­то­рия 13 мая 1887 го­да про­си­ла Игу­мен­с­кое по­ли­цей­с­кое уп­рав­ле­ние вес­ти «бди­тель­ный над­зор за дей­с­т­ви­я­ми» Иса­е­ви­че­вых «для пре­ду­­п­реж­де­ния по­доб­ных краж на бу­ду­щее вре­мя». Во­п­ро­сом крес­тья­н­с­ко­го маль­чи­ка Сав­вы Пар­хо­мен­ко, по­до­з­ре­ва­е­мо­го в со­дей­с­т­вии во­рам, дол­ж­на бы­ла так­же за­нять­ся по­ли­ция.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Информация для паломников